Skoda 440 — признанный народный автомобиль

После окончания Второй мировой войны Чехословакия стала полноправным членом социалистического лагеря, в котором ей, памятуя о солидной металлургической промышленности, отвели роль лидера тяжелой промышленности. Однако это привело к тому, что потребительских товаров в стране стало гораздо меньше, и автомобилестроение не стало исключением.

Несмотря на то что восстановленные после бомбежек заводы компании Шкода уже в 1947 году возобновили выпуск автомобилей, до 1955 года они в продажу не поступали. В лучших «советских» традициях автомобили Skoda распределялись через партийные органы и профсоюзы в качестве поощрения номенклатурных работников. Тем не менее, чтобы продемонстрировать солидарность с народом, руководство Чехословакии к началу 50-х спустило сверху идею создания народного автомобиля. Предполагалось отправлять новый автомобиль на экспорт. Для этого даже запланировали создание новых заводов Skoda, строительство которых должно было завершиться в течение 6 лет.

Чертеж Skoda 440

ДлинаШиринаВысотаКолесная базаКлиренсВес
4065 мм1600 мм1430 мм2400 мм175 мм920 кг

Вернуться к содержанию

Разработка новой модели

Поскольку на тот момент особых средств и новых технологий на Шкоде не существовало, было принято решение разрабатывать новую модель на основе существующих. В те года с конвейеров завода сходила единственная легковая модель – Шкода 1200, которая, в свою очередь, была частичной модернизацией довоенной Skoda Popular 1101. Конструкторы приняли решение сконструировать автомобиль, который был бы не менее чем на 80 % унифицирован с 1101 и 1200 по основным узлам, и уже концу 1953 года был создан первый прототип нового автомобиля, получившего название Spartak. Однако вскоре из-за предъявления голландской компанией, выпускавшей велосипеды, правовых претензий на название его в итоге заменили на индекс 440.

Индекс 440 обозначает наличие четырех цилиндров и 40 л. с.

Чтобы выполнить партийное задание в сжатые сроки, конструкторам Skoda приходилось работать по десять часов в сутки. Модель Шкода 440 планировалась как временная, пока партия не даст указание создать более совершенный народный автомобиль. К 1955 модель была готова к серийному производству.

Массовый выпуск Шкода 440 Спартак начался в 1955 году, и автомобиль позиционировали как доступную малолитражку. На тот момент стоимость машины равнялась 27500 кронам при средней зарплате в Чехословакии 1200 крон. Но даже те немногие счастливчики, которым удавалось скопить достаточную сумму, не всегда имели возможность приобрести автомобиль. Львиная доля выпускаемых автомобилей Skoda шла на экспорт, а на внутреннем рынке они продавались по талонам, которые также было сложно получить.

Автомобиль гордо носил звание народного автомобиля, но цены на Спартак были отнюдь не народными. Стоимость машины составляла 23 средних зарплаты.


Вернуться к содержанию

Фото Skoda Spartak

Skoda 440 Skoda 440 Skoda 440 Skoda 440

Шкода 440 Шкода 440 Шкода 440 Шкода 440


Вернуться к содержанию

Технические особенности нового автомобиля

В основе Skoda 440, как и ее предшественников, лежала интегрированная рама с хребтовой трубой и двухдверным кузовом. На всех колесах была установлена независимая рессорная подвеска. Значительная часть узлов была взята от Skoda Popular, в том числе и чуть доработанный четырехцилиндровый двигатель объемом 1.089 литра и мощностью 40 л. с. Оснащенный новыми карбюратором и впускным коллектором, он позволял развить скорость до 110 км/ч. Примерный расход топлива Skoda 440 Spartak составлял чуть меньше 8 литров на 100 километров. Весил новый автомобиль 920 кг.

Двигатель Шкода 440


Вернуться к содержанию

Модернизации

Первая модернизация модели 440 была проведена спустя два года. На автомобиль поставили более мощный 1.2-литровый двигатель, выдававший 45 л. с. Индекс модели изменился на 445. В дополнение на базе модели Спартак появилась еще одна модификация с индексом 450 – это был кабриолет, оборудованный двигателем с двумя карбюраторами мощностью 50 л. с. Выпускался кабриолет Шкода на заводе в г. Квасины.

Еще через два года была проведена очередная модернизация. На этот раз была разработана передняя подвеска, оснащенная телескопическими амортизаторами и пружинами вместо рессор. Рама и задняя подвеска при этом остались без изменений. В результате у моделей 440, 445 и 450 прибавилась плавность хода.

Конструкторы Шкода планировали поставить пружины и на заднюю ось, однако впоследствии сочли это не самым лучшим решением.


Вернуться к содержанию

Появление новых названий

Вскоре было принято решение заменить числовые обозначения моделей Skoda на словесные. Модель 440 была переименована в Octavia, модель 445 — в Octavia Super, а модель 450 — в Felicia (от итальянского felicitas — удача). Кроме того, существовала версия Octavia Touring Sport — купе с двигателем от кабриолета, выдававшим 50 л. с. Через пару лет появилось еще два варианта — Felicia Super и Octavia 1200 Touring Sport. В обеих этих моделях были установлены двигатели мощностью 55 л. с., и максимальная скорость их достигала 130 км/ч. В том же году выпустили и универсал Octavia Combi, в котором был установлен двигатель от Octavia Super. Эта модель Шкода оказалась «живучее» всех: в то время как все остальные модели, в том числе и бывшие 445 и 450, прекратили выпускать в 1964 году, Octavia Combi сходила с конвейера вплоть до 1971 года.

Просмотров
518
Дата
22.10.2017

Оцените статью

Оставить ответ